Интервью с учителями на тему: «Конфликт – хорошо или плохо?»

Сегодня мы поговорим о месте, которое занимают конфликты в нашей повседневной жизни и рассмотрим их негативное или же позитивное влияние на людей.

В целях разобраться с этой непростой темой мы обратились за мнением к руководителю образовательной программы бакалавриата «Спортивная журналистика и медиакоммуникации в спорте», кандидату педагогических наук и доцента – Люлевич Ирине Юрьевне и доценту, кандидату исторических наук – Юдиной Елене Юрьевне.

Какова сущность явления?

Люлевич Ирина Юрьевна

кандидат педагогических
наук, доцент

«Истинный конфликт по своей сути – это острая форма попытки разрешения каких-то противоречий, возникших в процессе межличностной коммуникации, чаще всего форма деструктивная, хотя иногда он может, как ни странно, иметь позитивные последствия для одной из сторон, иногда – для обеих, например, может привести к какому-то консенсусу».

Сама же острая попытка может выражаться в сильных аргументах и фактах, четких доказательствах позиции или же в форме активной/пассивной агрессии. Последний вариант встречается чаще всего, именно поэтому бытует мнение, что подобные споры никогда не имеют положительного влияния. Уже сам факт разрешения ситуации и приход к компромиссу можно охарактеризовать как благоприятный опыт для обеих сторон. 

 

Противоречия – повод для конфликта?

Если мы говорим про учебную деятельность, то тут возможны три варианта инцидентов:

Студент — Студент

В объёме и своей полноте, жизненный опыт двух ровесников чаще всего схож. Они могут конфликтовать из-за разницы в мировоззрении или воспитании. Двум людям, смотрящим на проблему из одной точки, всегда сложнее её разрешить.

Преподаватель — Преподаватель

Здесь можно говорить о маленьком количестве конфронтаций, которые бы имели негативные последствия. Количество накопленного опыта позволяет спорить не переходя к открытым столкновениям. С помощью диалога, подкреплённого аргументами, разрешается большая часть инцидентов. Поэтому слово «конфликт» сложно применить к данной группе.

Юдина Елена Юрьевна

кандидат исторических наук, доцент

«Свою позицию могу обозначить так: конфликты очень не приветствую. Всё, что производится для общего блага, должно обсуждаться и приниматься единогласно. Обсуждается «на берегу» до всех предприятий с учётом множества мнений и установленных правил»

Здесь можно говорить о маленьком количестве конфронтаций, которые бы имели негативные последствия. Количество накопленного опыта позволяет спорить не переходя к открытым столкновениям. С помощью диалога, подкреплённого аргументами, разрешается большая часть инцидентов. Поэтому слово «конфликт» сложно применить к данной группе.

Студент — Преподаватель

Многие обучающиеся боятся спорить с педагогом, так как не хотят столкновения с последующим выяснением отношений. Тут самое главное — помнить про уважение и подкрепление своей точки зрения, ведь в разных взглядах на ситуацию нет ничего плохого, иной тип видения может даже помочь.

Люлевич Ирина Юрьевна

кандидат педагогических
наук, доцент

«Несовпадение мнений у преподавателя и студентов по каким-то вопросам я не считаю конфликтом, это повод для дискуссий, а в результате любых дискуссий тоже решается важная образовательная задача» 

Как себя правильно вести при недопонимании?

Чаще всего именно недопонимание, нежелание или неумение взглянуть на ситуацию под другим углом приводит к крупным ссорам и стычкам. Именно поэтому не стоит подливать масла в огонь, особенно когда столкновение выходит за рамки конструктивного диалога.

Люлевич Ирина Юрьевна

кандидат педагогических
наук, доцент

«Важнейшее – уметь избежать конфликта. Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну“»

Если же конфликт уже развивается, то необходимо принять «антикризисный пакет», который состоит из уточнения деталей и полного разбора ситуации.

Юдина Елена Юрьевна

кандидат исторических наук, доцент

«Нужно разбираться в каждом конкретном случае, как поступить. Необходимо анализировать проблему, породившую конфликт. Повышенный тон в любом случае плохое решение, как и простое настаивание на своей позиции»

Без должных усилий разрешить болезненную ситуацию не получится. Нужно желание разобраться с обеих сторон.