О чем молчат преподаватели: вся правда об их работе

На первый взгляд может показаться, что профессия преподавателя – рутинное и монотонное дело. Однако и в этой специальности есть свои сложности, тонкости и тайны. Что же интересно узнать студентам о профессорах и доцентах Московского городского? Наша редакция провела блиц-опрос среди нескольких преподавателей ИЕСТ, ИИЯ и ИЦО на тему их работы в вузе. Какие мы получили ответы – далее в материале.

Наталия Гавриловна Швед, доцент института естествознания и спортивных технологий, кандидат исторических наук

Элла Амирановна Зоидзе, доцент кафедры англистики и межкультурной коммуникации института иностранных языков, кандидат филологических наук

Дмитрий Борисович Абушкин, доцент департамента информатики, управления и технологий Института цифрового образования.

1.Как долго вы работаете преподавателем?

С начала текущего учебного года.

10 лет. Я начала работать в вузе, когда сама ещё училась на факультете английский филологии. Мне предложили проходить практику в институте, и я согласилась без колебаний. После окончания 5-го курса я поступила в аспирантуру, защитила диссертацию. Все это время я продолжала работать на родной кафедре. Я получила опыт преподавания разных дисциплин, работала с разными возрастными группами студентов. Мне повезло с коллегами, ими стали мои же преподаватели, а девиз кафедры «наши студенты — наши коллеги» для меня является отличной концепцией и перспективным подходом к обучению в вузе.

Чуть больше 20 лет. Когда я закончил школу, я был уверен, что я в нее не вернусь. Но судьба так сложилась, что я поступил на математический факультет МГПУ и сразу после его окончания меня позвали работать ассистентом на кафедру информатики и прикладной математики. И я согласился, потому что пока учился, понял, что был преподавателем – это очень здорово, это во многом вдохновляющая профессия. С тех пор я верен МГПУ, хотя были времена, когда параллельно работал в педагогическом колледже № 6 и в некоторых школах Москвы. Но всегда основным местом работы был Московский городской.

2. С какими трудностями вы сталкивались в своей профессиональной деятельности?

Трудности были разные, но все преодолимо: главное – любить свою работу и делать ее с душой.

Не хватает часов в сутках, чтобы реализовать все задуманное. Хочется проводить интересные занятия, делиться опытом и знакомить студентов с актуальными проблемами в науке, находить что-то особенное для каждого. К сожалению, не всегда удается поддерживать такой ритм и уровень вовлеченности.

Пожалуй, самая главная трудность – постоянно меняющиеся стандарты, из-за которых постоянно приходится переделывать рабочие программы.

3. Был ли у вас момент за все время преподавания, за который вам до сих пор стыдно?

Нет, такого не припомню.

Нет. Всегда стараюсь тщательно обдумывать свои слова и действия.

К счастью, таких моментов у меня не было.

4. Если бы вам предложили выбрать новую профессию, остались бы вы преподавателем?

Да.

Осталась. Не вижу себя в другой области, по крайней мере сейчас.

Да, остался.

5. Какой самый глупый вопрос вам задавал студент?

Откровенно глупых вопросов не припомню. Бывали странные или смешные. Например, однажды меня спросили, от кого из великих людей я хотела бы получить похвалу, если б это было возможно. Я удивилась вопросу и задумалась 🙂

Глупых вопросов не бывает. Бывает невнимательность, рассеянность. Можно не знать простых вещей, но к глупости я это не могу отнести.

Я вам не скажу. Студент должен задавать вопросы преподавателю, даже самые глупые, чтобы получить в ответ на них свою порцию знаний. И я никогда студенту не скажу, что его вопрос был глупый, потому что иначе есть шанс, что в следующий раз он постесняется задать очередной глупый вопрос.

6. Бывает ли вам некомфортно во время пары? Если да, то почему?

Бывает. Когда студенты слабо вовлекаются в процесс работы. Часто это встречается на первой паре, когда многие просто не проснулись.

Бывает. Некомфортно, когда нет обратной связи от студентов, когда к тебе не обращена ни одна пара глаз.

Нет, такого никогда не было.

7. Что чаще всего умалчивают преподаватели от студентов?

Думаю, это скорее касается личных вопросов, а не профессиональных. Профессиональными секретами и знаниями мы всегда делимся щедро!

Не думаю, что есть что-то, что преподаватель намеренно умалчивает. У нас со студентами довольно доверительные отношения.

Д.Б. : О том, что на первой паре им тоже очень сильно хочется спать.

8. Возникало ли у вас желание бросить нынешнюю работу в вузе и найти другую?

Возникало. И даже было реализовано. Но я снова вернулась в преподавание и рада этому.

Бросить – нет. Думала, чем еще я могла бы заниматься, кроме преподавания иностранного языка.

Нет, такого не было.

9. Случается ли такое, что студент вызывает у вас антипатию? Если да, то расскажите, как вы поступаете в этом случае. Влияет ли это на оценивание студента?

Оценивать знания всегда стараюсь объективно. Если какой то поступок или действие студента у меня вызывают неприятие – стараюсь сказать об этом прямо и аргументировать, почему.

Я очень долго формирую свое отношение к человеку, предпочитаю не полагаться на первое впечатление. Это позволяет избежать предвзятости и появлению антипатии. Считаю, что даже есть что-то подобное возникает, на студенте это никак отражаться не должно.

Да, такое, к сожалению, иногда бывает, но очень редко. Как правило, это связано с некорректным поведением самого студента. Ну а поступаю в зависимости от ситуации, тут универсального правила нет. Иногда в рамках занятий приходится заниматься воспитательной работой. Но в любом случае на оценку студента это никак не влияет. Мое отношение к студенту не должно влиять на оценку его способностей, уровня знаний и умений.

10. Что бы вы сделали для улучшения нынешней системы высшего образования?

Я думаю, что система высшего образования сегодня нуждается в значительных переменах. Их требуется достаточно много, и они должны быть комплексными. Поэтому сложно выделить что-то одно. Наверное, ужесточила бы требования к уровню знаний, необходимому для поступления в вуз. 

Мне кажется, что современным студентам и выпускникам не хватает уверенности в том, что их знания будут востребованы. Возможно, я бы возобновила практику распределения или, как минимум, оказывала бы содействие при трудоустройства

Я бы вернулся к специалитету и минимизировал бумажную деятельность учителей и преподавателей.