Александр Страдзе: «Не было бы счастья, да несчастье помогло»

С 17 марта студенты всех институтов МГПУ учатся удалённо. Мнения разделились: кому-то очень нравится работать в таком режиме, а кому-то не хватает обычных занятий в аудитории. Несмотря на это, нельзя отрицать, что система работает и позволяет в полной мере получать знания, не выходя из дома.

Пока учащиеся пытаются успеть выполнить горы домашки до наcтупления дедлайнов, сотрудники Университета не сидят сложа руки. Мы узнали, чего им не хватает во время самоизоляции, как преподаватели находили общий язык с техникой и как их близкие реагируют на то, что дом превратился в «лекторий».

Директор Института естествознания и спортивных технологий Александр Страдзе рассказал нам, какие трудности возникали при переводе ИЕСТ на удалённый режим работы и какие впечатления от дистанта сложились у него на данном этапе.

– В связи с переходом на дистанционную форму обучения у студентов появилось множество проблем и вопросов. Все ли проблемы удалось решить? Какие возникали чаще всего?

– Самой существенной проблемой была необходимость достижения 100% регистрации студентов института в «Личном кабинете», а главное – освоение студентами работы через личный кабинет и в различных сопутствующих информационных сервисах. Здесь пришлось помогать, подсказывать, решать индивидуальные проблемы, связанные с виртуальным присутствием студентов на занятиях. Думаю, с этой проблемой мы все справились.

Возникали и другие вопросы, связанные, например, с «внебюджетными» студентами. Здесь мы давали разъяснения, что применение электронного обучения и/или дистанционных технологий при реализации образовательной программы само по себе не влечёт за собой изменения формы обучения и изменения объёма контактной работы с обучающимся. Объём образовательной услуги (количество часов контактной работы с преподавателем) не меняется и перерасчёт её стоимости не предполагается. Были вопросы и о проведении в дистанционном формате элективных курсов по физической культуре. Но и здесь преподаватели создали по каждому курсу образовательные команды в системе дистанционного обучения и начали проводить со студентами различные занятия.

– Увеличился ли объём Вашей работы?

– Да, работы стало больше, ведь то, что можно сделать в дистанционном формате, не всегда удаётся успеть при обычном режиме. Больше времени приходится уделять общению с коллегами для решения организационных вопросов в удалённом режиме, следить за соблюдением расписания, за качеством учебного процесса. Да и приёмную кампанию никто не отменял – она уже началась.

– Работа в интернет-пространстве сильно отличается от работы в аудиториях и может вызвать ряд затруднений. Скажите, сталкивались ли Вы с ситуациями, когда преподаватель не был готов к переходу на дистанционный режим обучения? Что делали в таких случаях?

– Сталкивались. И я был крайне удивлён, когда преподаватели, для которых интернет никогда не был предметом первой необходимости, стали активно его осваивать. Поначалу мы обнаружили и другие проблемы– не у всех преподавателей есть возможность выходить из дома в Сеть, нет компьютера или компьютер не оснащен камерой и микрофоном для проведения лекционных занятий, а в дистанционном режиме обучения это необходимо. Проблемы такого рода решили оперативно: вы дали ноутбук и установили все необходимые программы, провели учебные семинары по работе в MicrosoftTeams и в «Системе дистанционного обучения МГПУ». В общем, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

– У Вас есть опыт работы практически в пустом Университете. В каких условиях вам комфортнее работать – в полном студентами Институте или только в кругу своих коллег?

– В университетском сообществе давно ходит такая шутка: очень хорошо в вузе работать, ещё бы студенты не мешали… Но мы же с вами понимаем, что главные люди в Университете – это студенты. Не было бы вас, не было бы и нас. Я всегда говорю, что Институт должен стать для каждого студента вторым домом – AlmaMater. И дело здесь не в комфортной работе, а в интересной. Конечно, интереснее со студентами. Институт – это целый организм, а студенты – его клетки. Как может организм существовать без клеток? Мы из биологии знаем – никак. Без клеток нет жизни. А значит, и организм не может работать.

– Как Вы считаете, дистанционное обучение – это проблема, которую стоит преодолеть, или возможность протестировать новые методики обучения?

– Я считаю, что переход на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий – это прорыв, то, без чего уже невозможно представить систему образования. И сейчас у нас есть уникальная возможность пробовать новые формы и методики обучения, развить это направление, учиться самим и учить наших последователей.

– Тратить время на дорогу в Университет не нужно, поэтому большинство студентов изменили свой распорядок дня: встают и ложатся позже. Как поступаете Вы?

– Я не изменяю привычкам даже на самоизоляции: встаю в 6 утра, гуляю с собакой, сразу «иду на тренировку» в свой «спортзальчик», завтракаю и «ухожу на работу» в кабинет. Дальше – рабочий день с перерывом на обед, хозяйственные дела, помощь сыну в организации его дистанционного обучения, после 18:00 – снова тренировка. Ложиться раньше 12 не получается. Всё как обычно.

– Есть люди, которые продолжают посещать общественные места. А как часто Вы выходите из дома и какие меры защиты при этом используете?

– Я – сознательный гражданин, из дома выхожу только чтобы выгулять собаку, обязательно в маске и перчатках. Продукты стараюсь заказывать через интернет.

– Мнения студентов разделились: кому-то очень нравится работать в дистанционномрежиме, а кому-то не хватает обычных занятий в аудитории. Какие плюсы и минусы такого формата обучения Вы для себя выделили?

– Для меня из плюсов – возможность учиться, не выходя из дома, и экономить много времени на передвижениях. Из минусов – дефицит реального человеческого общения. Но это вскоре пройдёт, и каждый из этой ситуации возьмёт в свою дальнейшую жизнь всё лучшее, а о худшем забудет. Главное, чтобы мы не теряли оптимизма, были благоразумны и здоровы. Ведь мы из Института естествознания (всё об этом знаем) и спортивных технологий (всё это преодолеем).

Директор института настроен позитивно, значит, всё под контролем. А завесу тайны жизни преподавателей приоткрыла нам доцент, кандидат исторических наук Елена Юдина.

– Формат дистанционного обучения имеет свои особенности. К каким вы не можете привыкнуть до сих пор?

– На моей памяти жизнь уже неоднократно ставила условия необычного характера. Приучила выживать и смотреть на вещи философски: и так тоже можно учиться, и это тоже пройдёт. Потому просто нахожу для себя новые возможности, осваиваю, что-то пытаюсь понять (с чисто технической стороны). Конечно, не хватает пространства лекционной аудитории, передвижения во время занятия, контакта с глазами студентов. Как правило, это воодушевляет и направляет. А сейчас невозможно привыкнуть к отсутствию нормального общения.

– Пришлось ли вам как-то менять свою программу? Возможно, в экспрессрежиме проходить темы или давать материал на самостоятельное изучение?

– Ни одна тема не прошла в режиме самостоятельного обучения. Лекции идут онлайн в программе MicrosoftTeams, повтор и закрепление материала – как обычно, в семинарской форме и тестах. Всё это было бы и в очной форме обучения. Материал не сжимали, не укорачивали.

– Многие студенты отмечают, что с переходом на удаленный режим, количество домашнего задание возросло в несколько раз. Как поменялась нагрузка у преподавателей?

– Резко поменялась в сторону увеличения, а надо много двигаться и давать отдых глазам. Пока не отработаем систему взаимодействия и онлайн-занятий, нагрузка чисто письменного характера будет выше необходимого.

– В данных условиях и студенты, и преподаватели вынуждены работать, не выходя из дома. Как члены вашей семьи отреагировали на то, что они невольно стали участниками учебного процесса?

– Им весело видеть меня, читающей лекцию, ранее им это было недоступно. Пытаются «поймать» меня за работой, сфотографировать или записать на видео. Все близкие стараются учитывать серьёзность момента и не мешать. Очень помогают, когда нужно что-то настроить, куда-то войти, а программа не даёт…

Скорее всего, большинство студентов будут согласны с Еленой Юрьевной. Занятий в аудитории, и правда, сильно не хватает. С дистанционными лекциями и семинарами многие смирились. А вот что делать с экзаменами? В каком режиме они будут проходить? Сейчас это волнует многих учащихся. Вот что сказал по этому поводу начальник управления информационных технологий Руслан Сулейманов:

«В настоящее время перед управлением стоят новые и непростые задачи по организации экзаменов и приёма абитуриентов в условиях дистанционной работы. Нам сегодня приходится работать над внедрением нового, ранее никогда не использовавшегося функционала».

Мы надеемся на скорейшее завершение режима самоизоляции и не отчаиваемся. Ситуация – в наших руках и, чем ответственнее мы будем к ней относиться, тем скорее сможем вновь увидеть друг друга уже не с экранов мониторов, а вживую, в родном институте на Чечулина.